Разрушение озонового экрана планеты и появление озоновых дыр — это пример:
Разрушение озонового экрана планеты и появление озоновых дыр — это пример:
Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
Клетка, обозначенная на схеме сперматогенеза цифрой 3:
Какая фаза мейоза изображена на рисунке?
Определите, какие утверждения относятся к половому размножению (I), а какие — к бесполому (II):
а — способствует быстрому увеличению численности особей в популяции без повышения их генетического разнообразия
б — осуществляется с помощью специализированных клеток — гамет
в — новый организм развивается из зиготы
г — одной из форм является почкование
Выберите признаки, характерные для ткани организма человека, изображенной на рисунке:
а) относится к тканям внутренней среды;
б) межклеточное вещество не развито;
в) образует связки и сухожилия;
г) обладает способностью к регенерации;
д) обеспечивает перемещение тела в пространстве.
В пределах общего ареала одна раса кукушек откладывает голубые яйца в гнезда горихвостки и чекана, другая — светлые в крапинку яйца в гнезда славок. Это пример изоляции:
Определите фазу мейоза по описанию:
в результате конъюгации образуются хромосомные пары; хроматиды гомологичных хромосом в некоторых местах перекрещиваются.
Растительноядные организмы относятся к:
Видоизменение побега в корневище у многолетних трав является примером:
На рисунке изображена ткань человека:
Определите вещество секрета пищеварительных желез человека:
- представляет собой мугную вязкую жидкость;
- солержит широкий спектр ферментов, активных в щелочной среде, под действием которых расщепляются полимерные молекулы пищи.
Наиболее высокой экологической пластичностью обладает вид трески (рыба семейства Тресковые), развитие яиц
и вылупление молоди у которого возможно в следующем диапазоне температур:
Танжело — гибрид грейпфрута и мандарина. Укажите метод селекции, который использовали ученые для его получения:
Укажите недостающее звено в последовательности,определяющей место человека в зоологической системе:
класс Млекопитающие → ? → тип Хордовые.
Лисичка — это:
Укажите, из каких элементов нейрулы, обозначенных на рисунке цифрами 1—5, развиваются следующие структуры хордовых животных:
A) ногти
Б) спинной мозг
В) щитовидная железа
Г) выделительная система
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2B1... .
Установите личность ученого и запишите только фамилию:
— русский ученый и просветитель, живший в 1829—1905 гг.;
— И. П. Павлов считал его «отцом русской физиологии»;
— в работе «Рефлексы головного мозга» он обосновал универсальность принципа рефлекторной деятельности;
— экспериментально доказал, что «работа головного мозга носит такой же рефлекторный характер, как и работа любого другого органа
Ответ запишите словом в форме именительного падежа.
Классифицируйте организмы и укажите четыре растения, которые относятся к одному и тому же отделу:
1) ель; 2) астра; 3) рогоз; 4) малина; 5) кладония; 6) шиповник.
Установите вклад в развитие биологии следующих ученых:
А) Э. Геккель
Б) И. П. Павлов
В) И. И. Шмальгаузен
1) сформулировал правило экологической пирамиды
2) экспериментально изучил регуляцию пищеварения
3) является одним из авторов биогенетического закона
4) участвовал в разработке синтетической теории эволюции
Установите соответствие.
Соцветие | Растение | ||||
---|---|---|---|---|---|
А | Б | В | Г | Д | 1) рожь 2) астра 3) люпин 4) клевер |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А1Б3B2Г4Д5.
На схеме представлены типы биотических взаимоотношений А — В (символ «+» обозначает пользу от взаимодействия для вида, символ «-» — отрицательное влияние, символ «0» — отсутствие значимых последствий). Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример:
1. подберёзовик и берёза;
2. рыжий и чёрный тараканы, живущие на одной территории;
3. крупные медузы и крабы, которые живут под зонтиками этих медуз;
4. щука и веслоногие рачки, поражающие жабры и кожу рыбы и питающиеся за её счёт.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А1Б2В2.
Определите структуру клетки по краткой характеристике:
A) двумембранный органоид, в котором протекает кислородный этап клеточного дыхания
Б) бесцветные пластиды, в которых запасаются питательные вещества — крахмал, белки, липиды
B) система микротрубочек, не ограниченная собственной мембраной; участвует в формировании веретена деления
Г) система каналов и полостей, окруженных мембраной, на поверхности которых синтезируются углеводы и липиды
1) рибосома
2) лейкопласты
3) митохондрия
4) клеточный центр
5) гладкая эндоплазматическая сеть
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например:А5Б5ВЗГ2.
Укажите названия костей (частей скелета), обозначенных на схеме скелета млекопитающего буквами А—Г:
1) таз
2) киль
3) бедро
4) ребро
5) плечо
6) голень
7) ключица
8) предплечье
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Установите соответствие:
А) увеличение количества эритроцитов в крови овец при переселении их в горы
Б) появление мухи с белыми глазами в потомстве гомозиготных красноглазых
В) формирование плодов дисковидной формы при скрещивании растений тыквы с шарообразными и удлиненными плодами
1) мутационная
2) комбинативная
3) модификационная
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например:: A3Б2B1.
В клетке люцерны в конце синтетического (S) периода интерфазы содержится 16 пар хромосом. Сколько хроматид отходит к каждому полюсу клетки в анафазе митоза?
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 15.
У лабораторных мышей ген, влияющий на окрас шерсти, сцеплен с геном, определяющим количество пальцев, и находится от него на расстоянии 8 морганид. Коричневый окрас шерстии и полидактилия (шестипалость) определяются рецессивными аутосомными генами. В эксперименте было проведено анализирующее Скрещивание дигетерозиготной особи, гомозиготная мать которой имела коричневую шерсть и пятипалые конечности. Какова вероятность (%) рождения серых мышей с пятипалыми конечностями?
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
В кариотипе диплоидного вида ячменя обыкновенного 14 хромосом. В результате мутации образовался тетраплоид. Сколько хромосом содержится в соматических клетках тетраплоида?
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 15.
Участок кодирующей цепи молекулы ДНК имеет следующую нуклеотидную последовательность:
ГГА AЦA ЦТТ ГГТ AAA TAЦ ЦЦЦ TAA
Определите длину (нм) первичной структуры закодированного пептида, если линейная длина одного аминокислотного остатка в полипептидной цепи в среднем составляет 0,35 нм.
Определите ткани цветковых растений по описанию:
A) состоит из живых тонкостенных клеток; составляет основную часть листа; осуществляет синтез органических веществ
Б) состоит из одного слоя живых, плотно прилегающих друг к другу клеток; защищает внутренние ткани от воздействия температуры, микроорганизмов, механических повреждений
В) является сложной тканью, состоящей из нескольких типов клеток; основной её функциональный элемент состоит из живых безъядерных клеток, поперечные перегородки между которыми имеют много мелких отверстий; обеспечивает транспорт органических веществ
1) флоэма
2) ксилема
3) перидерма
4) эпидермис
5) колленхима
6) хлорофиллоносная паренхима
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: A6Б3B1.
Сравните речного рака и коромысло. Укажите признаки, характерные для обоих животных:
1) гермафродиты;
2) усиков одна пара;
3) имеется пара фасеточных глаз;
4) ходильных конечностей пять пар;
5) имеется брюшная нервная цепочка;
6) органы выделения — мальпигиевы сосуды;
7) тело покрыто хитинизированной кутикулой.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.
Путем экзоцитоза осуществляются:
1) поступление в клетку ионов калия;
2) поглощение вирусов макрофагами;
3) всасывание аминокислот ворсинками кишечника;
4) секреция соматотропина клетками гипофиза;
5) выведение из клетки синтезированных биополимеров.
Ответ запишите цифрами. Например: 15.
Установите соответствие:
А. овод
Б. варан
В. кашалот
Г. беззубка
Д. латимерия
1. жабры
2. трахеи
3. губчатые легкие
4. ячеистые легкие
5. альвеолярные легкие
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: Л1Б4В4ГЗД1.
Сердечный индекс определяется как отношение массы сердца к массе тела, выраженное в процентах. Проанализируйте приведенные на графике показатели. Выявив общую закономерность, расположите следующих животных в порядке повышения их сердечного индекса:
1) кряква;
2) голубь сизый;
3) журавль серый;
4) ласточка деревенская.
Одно из аутосомных заболеваний человека, связанное с нарушением синтеза гемоглобина, наблюдается в двух формах: тяжелой (у доминантных гомозигот) и легкой (у гетерозигот). Женщина с легкой формой заболевания и группой крови А(II) выходит замуж за мужчину с легкой формой заболевания и группой крови В(III). У их первого ребенка нормальный синтез гемоглобина и группа крови 0(I). Определите вероятность (%) рождения в этой семье ребенка с легкой формой заболевания и группой крови В(III), если признаки наследуются независимо и расщепление соответствует теоретически ожидаемому.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробное число округлите до целого), единицы измерения не указывайте. Например: 5.
Укажите примеры специфического иммунного ответа организма человека:
1) бактерицидное действие лизоцима слюны;
2) развитие устойчивости к дифтерийной палочке после вакцинации;
3) образование меланина в коже под действием ультрафиолетовых лучей;
4) распознавание лимфоцитами антигенов и выработка определенных антител;
5) удаление болезнетворных микроорганизмов в процессе слущивания рогового слоя эпидермиса кожи.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 15.
Известно, что возбудителем столбняка является подвижная анаэробная бацилла. Укажите номера предложений текста, в которых приведены описания указанных выше признаков бактерии:
(1) Возбудитель столбняка — крупная палочковидная бактерия, вырабатывающая один из самых сильных биологических ядов. (2) Поверхность клетки покрыта многочисленными жгутиками. (3) Бактерия образует овальные споры, превышающие диаметр клетки в 2–3 раза. (4) Хорошо растет при температуре 36–37 °С на питательных средах, содержащих мясной экстракт и глюкозу. (5) Для своего развития эта бактерия не нуждается в наличии свободного кислорода.
Ответ запишите цифрами. Например: 135.
Коснувшись рукой раскаленного утюга, человек непроизвольно отдергивает руку. Составьте последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге этого соматического рефлекса, используя все предложенные элементы:
1) рецепторы кожи;
2) спинномозговой ганглий;
3) аксон вставочного нейрона;
4) поперечно-полосатые мышцы,
5) аксон чувствительного нейрона;
6) задние спинномозговые корешки;
7) передние спинномозговые корешки.симпатический ганглий
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 7413256.